Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и
места среди других людей.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать
ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической
защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной
самооценки у ребенка.
РЕБЕНОК С ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ может считать, что он во всем
прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но, не видя
при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми
силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой
можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети
часто агрессивны, принижают достижения других детей.
Если САМООЦЕНКА РЕБЕНКА ЗАНИЖЕНА, скорее всего, он тревожен, не
уверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут,
обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя
оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен.
Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела
настроены на неудачу. Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне
неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность
формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу",
"Я неудачник".
ПРИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКЕ ребенок создает вокруг себя атмосферу
честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и
уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать
решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а
потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему
испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и
других такими, какие они есть.
Не оберегайте
ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не
перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от
проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные
задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
- Не перехваливайте ребенка, но и
не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
- Помните, что для формирования
адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть
адекватными.
- Поощряйте в ребенке инициативу.
- Показывайте своим примером
адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не
получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки".
- Не сравнивайте ребенка с
другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или
будет завтра).
- Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
- Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
- Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
- Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.
1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при
этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как
воспитательный результат важнее любого другого.
2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть
младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!
Комментариев нет:
Отправить комментарий